ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ БЕЛОРУССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РУССКОГО БОЕВОГО ИСКУССТВА — РОСС
Специализированная школа Росс

О русском боевом искусстве

 

История возникновения, создания и развития Русского боевого искусства

О нем много говорят в последнее время много спорят и рассуждают. Было ли оно вообще, или это выдумки псевдо патриотов-русофилов, нагнетающих националистический психоз? Или это все-таки часть нашей русской культуры, которой жили наши предки, воевали и боролись за процветание своей Родины?
Существовали ли стройные системы подготовки, стилевые школы, или оно развивалось стихийно, совершенствуясь в военных походах и спортивных состязаниях?
Передавалось ли из рук в руки семейно, кланово или это был общий уклад жизни на Руси?

Известно, что Россия имеет свою многовековую культуру, она участвовала во множестве войн. В литературных источниках описывалось достоинство русского оружия, русского воинского духа, верности и преданности своей земле, существовали методы и способы владения рукопашным боем, видами борьбы и владения военным оружием.
История, как и любая наука, имеет множество спорных, неизученных и фальсифицированных вопросов, но нельзя отрицать и те факты, которые доподлинно известны, хотя они и подвергаются различной трактовке.
Это как раз говорит о том что и нам и нашим праправнукам будет, что изучать и о чем спорить. Ведь без прошлого нет настоящего и будущего

Русская состязательная традиция является составной частью культуры народа и шире - европейской культуры, которая, будучи обогащенной античными идеалами гармоничного развития человека, и породила феномен современного спорта, и, хотя российские спортсмены давно доказали свое превосходство во многих видах спорта, лишь некоторые традиционные для России состязания стали спортивными дисциплинами. Не повезло (?) и русским боевым игрищам.

В средние века на Руси - единоборства и способы рукопашной схватки: это кулачные бои.

Примерно в то же время на Руси появляется искусство кулачного боя. Как правило, в зимнюю пору сходились на льду замерзших рек стенка на стенку простые крестьяне. Для древних княжеств, расположенных в основном среди непроходимых лесов, рассекаемых редкими плохенькими дорогами, реки оставались главными транспортными артериями. Это обусловливало их исключительную военную важность. А немногочисленность населения и постоянная военная опасность в лице степных кочевников, западных рыцарских орденов и своих же соседей-князей требовала, чтобы каждый взрослый мужчина был воином. А потому кулачные бои на Руси поощрялись и культивировались повсеместно

Со временем у восточных славян сложилась своя система подготовки воинов. В народе были очень популярны кулачные и палочные бои, которые проводились по праздникам. В княжеских дружинах подготовка велась как в форме прямого обучения младших старшими, так и в соревновательной форме при погребении павших товарищей. Согласно древнему славянскому обычаю, над могилой павших воинов насыпался курган. На нём устраивались поминальные игрища. Ратники штурмовали курган в единоборстве друг с другом, стремясь захватить вершину.

Дело в том, что в глубокой древности и до середины ХХ века н.э., практически все столкновения между враждующими армиями заканчивались штыковым, сабельным и рукопашным боем. Это потом уже пика популярности достигло автоматическое оружие, развилось снайперское дело, усовершенствовалась артиллерия и, наконец, основным аргументом стало оружие массового уничтожения. А до этого времени рукопашный бой был актуален в любой армии мира, и у любого народа, в том числе и у славян. Только с 860 г. (первый упомянутый в летописях поход руссов на Царьград (Константинополь)) и до 990 г. – (введение христианства в древнерусском государстве) у руссов было более тридцати крупных оборонительных сражений и военных походов. А ведь они были и до этого времени и после

Боевое искусство русского народа формировалось под влиянием своих климатических, экономических и геополитических условий. Определяющим фактором является генотип нации. Тот народ, который забывает об этом, быстро сходит с исторической арены.
В каждой российской губернии существовала своя манера ведения боя, борьбы, были свои излюбленные приемы. Великолепной школой боевой подготовки ополченцев был русский кулачный бой. Кулачный бой был настолько популярен, что даже российские государи издавали указы, регламентирующие кулачные бои. Существовало несколько видов борьбы и кулачных боев:
а) «стенка на стенку»;
б) бой «один на один» («охотницкий» / «сам на сам»/);
в) «сцеплялка – свалка»;
г) «палочный бой»;
д) «на удар».
ж) «кулачный бой на бревне»

Бои проводились между деревнями, селами или улицами. В каждой противоборствующей стороне были свои организаторы, бойцы защиты и атаки, а также выбивающие особенно сильных бойцов и главарей противника. Очень много зависело от организатора, утамана «стенки». Ценилось его умение предвидеть бой, вселить бойцовский дух в сотоварищей, вовремя сконцентрировать силы в нужном месте и ввести их в дело в нужное время.
Подготовка к кулачным боям начиналась задолго до них. За неделю-две начиналось конкретное тактическое планирование боя. Одновременно шел процесс согласования правил, условий проведения боев с противоборствующей стороной. Поэтому желающих нарушить правила или уговор было немного. Нарушение считалось позором не только для самого нарушителя, но и для «стенки». За нарушение правил сурово наказывали или отдавали на суд разъяренных зрителей.

Традиционно, говоря о русских боевых состязаниях, в первую очередь вспоминают о стеношном бое, считая его наиболее показательным и исконно отечественным видом боя. В принципе это верно. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях "стенка на стенку", свидетельствуют и воспоминания очевидцев - Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни - Забелина и Сахарова, и скупые строки полицейских протоколов и государственных указов (здесь можно вспомнить знаменитый указ Екатерины II, регламентирующий проведение стеношных боев в Санкт-Петербурге). Эти свидетельства дают исчерпывающее представление о правилах и формах этого состязания.
Один из апологетов российского спорта барон Кистер, человек создавший один из первых в России гимнастических клубов и первым издавший на русском языке пособие по боксу и французской борьбе, в своей книге, посвященной английскому боксу, один из разделов посвятил описанию стеношного боя, ударов и защит, используемых в нем. Согласно свидетельствам очевидцев, стеношные бои проводились в основном зимой и были приурочены к большим праздникам, но история сохранила для нас и другие примеры. Так, например, кулачные бои проводились зимой на реке Сить (Ярославская область), где по преданию русские богатыри сражались с татарскими захватчиками. В Ливнах (Орловская область) игры и состязания также проводились в честь воинов, павших в битве с татарами. В зимнее время стеношные бои проходили, как правило, на льду рек. Это было обусловлено прежде всего большим количеством участников (так, для примера, на Москве реке, на святки и масленицу в стенках собиралось до 20 тысяч бойцов), для которых в черте города сложно было найти место.

Именно для стеношного боя характерны те правила, которые знает каждый русский человек с детства: в спину не бить, лежачего не бить, того на ком кровь не бить. Стеношный бой напоминал сражение двух армий с фронтальными и фланговыми прорывами, использованием оперативного резерва (так называемые "записные бойцы"), каждая стенка имела и своего предводителя - "надежу-бойца", который, как правило, руководил действиями всей стенки и осуществлял прорывы.
В практически поголовном участии мужского населения в стеношных боях военные историки видят корень той стойкости и выучки, которую демонстрировали русские воины.
Стеношный бой давно привлекает внимание спортивных методистов и в модернизированном виде, под названием "коллективный бокс". До Великой Отечественной Войны даже было проведено несколько чемпионатов.

Следующим по популярности видом состязаний были кулачные бои "сам на сам", то есть поединки, зрелище куда более привычное нашим современникам. В русской традиции подобные поединки проводились по разным правилам и по разным поводам. Кроме чисто состязательных, как мы сейчас говорим "спортивных поединков", в те времена существовал обычай "судных поединков", так называемого "божьего суда", где чисто юридические вопросы решались путем поединка истца и ответчика, и дело выигрывал победивший в бою. В отличие от стран Западной Европы, в России подобные вопросы, как правило, решались безоружным поединком. Поэтому в России так долго не могли привиться вооруженные дуэли (кстати подобная ситуация в тоже время сложилась и в Англии, где и знать, и простолюдины решали споры кулачным боем). В России первая дуэль произошла в 1729 году, а незадолго до этого князь и цесаревич Иван Федорович Романовский, поссорившись с сенатором, действительным статским советником, князем Григорием Федоровичем Долгоруким, бился с ним кулачным боем.

читать далее